Pages Navigation Menu

Вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин о стройках, развязках и апартаментах

Почти на три года девелоперский рынок Москвы замер в ожидании итогов ревизии, которую проводила команда мэра Сергея Собянина. Она запретила крупные стройки, которые были на "бумажной" стадии или ухудшали транспортную ситуацию. Но теперь в городе затевается ряд новых крупных проектов, например развитие территории ЗИЛа и набережных Москвы-реки. Вице-мэр и глава стройкомплекса Москвы МАРАТ ХУСНУЛЛИН заверил "Ъ", что ЗИЛ не повторит судьбу недостроя "Москва-Сити", и объяснил, почему трудно синхронизировать дорожные проекты Москвы и Подмосковья.

— Весной должен состояться первый аукцион по выбору инвестора застройки территории ЗИЛа, где появится 4,5 млн кв. м недвижимости. Это почти эквивалентно объему строительства "Москва-Сити", проект которого мэр Сергей Собянин назвал градостроительной ошибкой. Есть ли уверенность, что ЗИЛ не повторит судьбу делового центра?

— Это совершенно разные проекты. Во-первых, территория ЗИЛа в несколько раз больше "Москва-Сити" (деловой центр строится на 100 га, земли бывшего автозавода, отведенные под застройку, превысят 340 га.— "Ъ"). Во-вторых, застройка ЗИЛа не будет такой плотной, как в деловом центре. Там предусмотрено создание многофункциональной комфортной территории с производственным, общественно-деловым функционалом, жильем, пешеходным пространством вдоль Москвы-реки, бульварами, парками, социальными объектами. Кроме того, как вы знаете, главный минус "Москва-Сити" — транспортная ситуация. Чтобы решить эту проблему, за десять лет вложено почти 100 млрд руб.

— На что они пошли?

— На часть Третьего транспортного кольца, новые станции метро, железнодорожные ветки, развитие наземного общественного транспорта.

— Плюс за счет средств инвесторов на условиях концессии планируем построить северный дублер Кутузовского проспекта, что также должно разгрузить трафик в "Москва-Сити". На ЗИЛе таких проблем не будет.

— За счет чего?

— В этом году планируется запустить на Замоскворецкой линии метро новую станцию "Технопарк", которая необходима в том числе для бизнес-инкубатора Nagatino iLand. В будущем году в рамках Московской кольцевой железной дороги на ЗИЛе может быть открыта новая станция. Кроме того, мы сейчас проектируем дорогу: она будет проходить поодаль от Москвы-реки. В конце года, максимум в начале следующего строительство дороги уже начнется.

По моим ощущениям, застройка ЗИЛа, рассчитанная до 2024 года, будет проходить быстрее, чем "Москва-Сити". Так, сейчас на ЗИЛе идет строительство ледового дворца "Легенды хоккея". Более того, крупные инвесторы серьезно рассматривают возможность участия в застройке ЗИЛа (год назад инвестиции в проект оценивались совокупно минимум в 150 млрд руб.— "Ъ"). Мы прекрасно понимали, что ни один инвестор не сможет единовременно заплатить городу за право застраивать территорию ЗИЛа 27 млрд руб., поэтому было решено, что победитель аукциона сможет выплатить сумму в рассрочку. Допускаю, что среди претендентов будет консорциум из двух-трех крупных инвесторов.

— Как такой крупный проект, как ЗИЛ, коррелируется с новой градостроительной политикой, запрещающей в Москве массовую застройку?

— Новая политика запрещает хаос в девелопменте. На автозаводе не будет беспорядочной застройки. ЗИЛ — одна из самых интересных площадок в городе с точки зрения месторасположения: рядом Москва-река, но прибрежная зона находится в запущенном состоянии. Этот проект может быть сравним с редевелопментом бывших доков на Темзе. Привлекая инвестора, мы пытаемся решить сразу несколько проблем. Одно из условий конкурса — рекультивация 27 га за счет внебюджетных средств. Кроме того, за счет средств инвестора город намерен погасить долги предприятия (ЗИЛ оказался на грани банкротства в 2011 году, долг завода достигал 20 млрд руб.— "Ъ").

Мы будем развивать большинство промышленных зон в городе: из 18 тыс. га промышленных земель примерно 6-8 тыс. га возможно реорганизовать с сохранением основного функционала. Среди крупных промзон, которые будут развиваться в среднесрочной перспективе, участки Объединенной авиастроительной корпорации на Ленинградском шоссе, промзоны Южный порт, Южное Медведково. Еще одна большая зона есть в районе Очаково на улице Рябиновой: эта территор
ия имеет шансы на развитие в связи со строительством южного дублера Кутузовского проспекта.

— Все-таки как получилось, что на фоне чиновничьих деклараций о сокращении аппетитов девелоперов мэрия согласовала ряд крупных проектов? Например, структуре акционера СМП-банка Аркадия Ротенберга разрешено построить на Ходынке торгцентр "Авиапарк" на 400 тыс. кв. м.

— По этому проекту все разрешения были выданы до 2010 года (то есть до того, как мэром стал Сергей Собянин.— "Ъ"), поэтому у нас юридически не было права сократить или отменить на Ходынке проект "Авиапарк". А вообще, по сравнению с аналогичными мировыми мегаполисами Москве не хватает торговых площадей. И вопрос не в том, чтобы остановить строительство, а в градостроительном балансе. Именно поэтому мы три года рассматривали на градостроительно-земельной комиссии в ручном режиме все инвестиционные объекты, и сегодня в судах находится около 300 дел с участием Москомархитектуры по пересмотру ранее принятых градостроительных решений.

— Вернемся к ситуации в "Москва-Сити". С одной стороны, в деловом центре находятся респектабельные офисы и апартаменты, с другой — неухоженная территория, не все стройки еще завершены. Когда этот контраст исчезнет?

— У мэрии нет юридических возможностей воздействовать на эту ситуацию. Когда-то все участки в "Москва-Сити" были проданы в частную собственность. На балансе города находится только эстакада и набережная. Для управления строительством было создано специальное ОАО "Сити". Была задача достроить все объекты к 2015 году, но до сих пор три участка — N15, N18 и N20 находятся на стадии девелопмента. (Участок N15 застраивает "Киевская площадь" Года Нисанова и Зараха Илиева, обещающая ввести в эксплуатацию свой небоскреб в 2016 году, совладельцем участка N18 недавно стала турецкая Renaissance Construction, участок N20 — у ОАО "Сити".— "Ъ").

Для решения хозяйственных вопросов "Сити" мы создали отдельную управу. Надо учесть, что мы решили развивать территорию вокруг делового центра, то есть, по сути, вернулись к проекту "Большой Сити" (этот новый жилой и деловой район должен был охватить свыше 1 тыс. га, ограниченных Хорошевским шоссе, Большой Филевской улицей и Краснопресненской набережной.— "Ъ"). Проблема была в расселении жителей района Камушки, которые не хотят переезжать в другие районы города. Сейчас этот вопрос решился: владельцу мелькомбината N4 на Шмитовском проезде (один из собственников объекта экс-совладелец "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили, который продает свой пакет Capital Group.— "Ъ") разрешено построить жилье, в котором около 100 тыс. кв. м — для переселенцев из Камушек. Сейчас мы продлеваем Краснопресненскую набережную и приступим к строительству дублера Кутузовского проспекта, чтобы в "Большом Сити" не возник транспортный коллапс.

— Прошлым летом перед выборами мэра с помпой открывалась первая очередь Алабяно-Балтийского тоннеля — это одна из проблемных в городе строек. Тогда чиновники заявляли, что объект полностью будет сдан в конце 2013 года. Сегодня картина удручающая.

— Алабяно-Балтийский тоннель по сложности исполнения один из самых уникальных тоннелей в мире. Строим на глубине 30-40 м, строительство идет под двумя действующими линиями метрополитена, тоннель проходит под автодорогой, и это в сложных гидрологических условиях, в водонасыщенных грунтах. Еще одна причина — косвенная: в сложном финансовом состоянии НПО "Космос", выполняющего функции генподрядчика. Это привело к тому, что компания с перебоями выполняет свои обязательства по контракту. Уверен, в этом году объект завершим полностью.

— Только в 2013 году бюджет Москвы потратил на транспортную инфраструктуру свыше 105 млрд руб. Но пробки с внешней стороны МКАД никуда не исчезают. Выходит, что из-за отсутствия синхронизации действий московских, областных властей и федеральных структур сейчас игра идет в одни ворота?

— Такая ситуация была три года назад. Возьмем такой пример: Москва начала реконструкцию трассы от проспекта Маршала Жукова до МКАД. По логике от кольцевой дороги со стороны области должно реконструироваться Звенигородское шоссе. Но со стороны Подмосковья эту дорогу начали расширять с 29 км. Зачем это понадобилась, если оживленный трафик в радиусе 20 км от МКАД? Сей

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *